На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Линогравюра

Галерея современного искусства проводит цикл мастер классов по истории современного искусства, живописи, гравюры, экслибриса. Занятия проходит в Москве в самом центре. Занятия проводят опытные искусствоведы. Лекции расчитаны на самый широкий круг ценителей современного искусства, коллекционеров, меценатов.

В данной статье приводятся материалы к леции по Линогравюре.

Линогравюра получила свое название от материала линолеум. Линолеум как материал для гравирования возник в Европе, а в начале первого десятилетия 20 века в России. Первым из русских художников применил линогравюру Н.И. Шевердяев, и в этой технике имел большой успех. В числе тех российских художников, кто серьезно занялся линолеумом и изучал его технологию, был И.Н. Павлов. В своих эстампах он исчерпывающе показал тональные и фактурные возможности нового для того времени материала. Многое сделал для развития линогравюры художник В.Д. Фалилеев. В своих гравюрах, напечатанных вручную, он показал новые возможности применения кроющих масляных красок, достигнув замечательных эффектов, которые оставляют большое впечатление.

Гравюрой на линолеуме занимались такие художники как Б.М. Кустодиев, М.В. Маторин, П.Н. Староносов, И.А. Соколов, В.А. Фаворский, Н.И. Пискарев и многие другие. Расцвет русской линогравюры приходится на 50-60 годы XX века. Большой вклад в развитие линогравюры внесли художники  И.В. Голицин, Г.Ф. Захаров, А.В.Бородин.

Для гравирования применяется линолеум толщиной 5 – 2,5 мм. Отрезанный о рулона кусок линолеума, нужно слегка прогреть, а затем подержать сутки под прессом. После чего внимательно осмотреть его с обратной стороны. Если на ткани окажутся узелки, их надо обрезать ножом. Для резьбы линолеум шлифуется морской пемзой с водой до зеркальной поверхности. Можно использовать ручные шлифовальные машины или применять наждачную шкурку различной зернистости. Шлифовать линолеум надо равномерно по всей плоскости линейными или круговыми движениями. При качественной шлифовке линолеума на него хорошо накатывается краска. Это даёт качество штрихов при гравировании. Отшлифованный влажный кусок линолеума опять кладут под пресс. Если оставить его высыхать в свободном состоянии, он покоробится и на нем будет трудно работать. Высохший под прессом линолеум проверяют на качество шлифовки, а затем сухую поверхность его протирают мелом или зубным порошком, который сразу показывает царапины и неровности.

Основными инструментами для работы на линолеуме являются резцы. Основа резцов имеет вид треугольника и полукруга. Угловые резцы – основные, они бывают разных углов 90, 45, 30, 15 градусов. Угловой резец изготавливается из качественной стали, имеет острый угол и даёт тонкую и чистую без зазубрин линию. Полукруглые резцы бывают разной ширины - от 8 -2 мм. Узкие полукруглые резцы применяются для получения различных линий, фактур и тона, а широкие полукруглые для выбирания больших белых пятен. Инструмент должен быть острым, точатся только его концы. Полукруглые резцы натачивают, поворачивая их вокруг главной оси под углом 30-45 градусов. Заточка производится на бруске, смазанном машинным маслом с добавлением керосина или скипидара для предохранения от загрязнения. Окончательная доводка производится на корундовых брусках. Резец надо держать в кулаке, вытянув вперед указательный палец. Во время работы резцом левую руку следует держать ниже правой, чтобы избежать пореза в случае неожиданного срыва резца. Легким движением резец проталкивается вперед, а большой палец опирается на линолеум. При гравировании окружностей волнистых линий поворачивают не штихель, а линолеум на встречу резцу. Чтобы научиться владеть резцом и свободно проводить любые линии, следует поупражняться на линолеуме и выявить возможности каждого резца. На чистом линолеуме попытаться прорезать множество линий на одинаковом расстоянии друг от друга. Прорезать разными резцами тонкие линии, следующие параллельно и немного шире и так далее. Нарезать множество тонких и толстых волнистых и прямых перекрещивающихся линий. Советую также для тренировки нарисовать карандашом окружность и резцом нарезать круговые линии к центру. Можно копировать интересные гравюры разных художников, что позволит приобрести и освоить технические навыки гравирования. На бумаге карандашом создается эскиз пейзажа, натюрморта или экслибриса, который вы хотите вырезать на линолеуме. Здесь нужно найти графическое решение, используя возможность линейной и перекрестной штриховки, взаимосвязь черных и белых пятен.

При переводе рисунка не надо забывать, что изображение должно быть обратным. Отшлифованный линолеум покрывают тонким слоем белой гуаши или темперой. Подготовленный рисунок переводим на прозрачную кальку. На линолеум кладем копирку черного цвета, затем кальку с обратным изображением и карандашом переводим рисунок. Еще можно подготовленную плоскость линолеума натереть воском и растереть шерстяной тряпочкой. Калька с рисунком притирается косточкой. Переведенный рисунок прорисовывается черной тушью, используя кисть и перо. При резьбе на линолеуме не обязательно повторять подготовленный рисунок. Вырезанные резцом линии - очень выразительные и придают гравюре особое художественное очарование.

Гравирование – это творческий  процесс. Для печати гравюры надо иметь: валик для раскатки краски, кусок стекла, шпатель для нанесения краски на стекло, черную типографскую краску или использовать обычную черную масленую краску, удалив из нее масло. Краска выдавливается из тюбика на промокательную бумагу и перекладываются на ней несколько раз, пока масло не впитается в бумагу. Затем краску разбавляют обычной олифой, которая покупается в хозяйственных магазинах. Олифа бывает трех видов – обычная олифа из магазина, средняя и крепкая /самая густая/. Чтобы получить среднюю или крепкую, олифу кипятят. Олифа, налитая в открытую посуду, в течение определенного времени загустевает. Для разбавления краски лучше всего применять крепкую олифу. Необходимы - керосин или скипидар для очистки линолеума, валика и стекла от ненужной краски, а также эстампная бумага или чертежная, но ее следует подготовить. Для этого её надо положить в воду на сутки, чтобы из нее удалился клей. Далее бумагу складывают между картоном и кладут под пресс.

Большие линогравюры печатают на специальном прессе. Для ручной печати изготовляют самодельное приспособление для печати гравюр малых форматов. Для этого на толстой ровной фанере закрепляют две рамки. Награвированный линолеум вставляется во внутреннюю рамку. На внешнюю рамку бумагу прикрепляют кнопками, чтобы не сдвигалась при печати. Черную подготовленную краску шпателем наносят на стекло и валиком раскатывают до равномерного тонкого слоя. Затем валиком накатывают краску на линолеум и, осторожно наложив бумагу, приглаживают лист рукой. Слабо протирают косточкой на тонких штрихах и сильно на больших темных пятнах. Отпечатанную гравюру осторожно начинают снимать с одного конца. Печатайте три пробных оттиска. Один оставляется как оригинал, а на втором исправляются недостатки. Неудачный кусок гравюры вырезают ножом /скальпелем/ и заменяют точно вырезанным, плотно пригнанным к нужному месту куском нового линолеума и качественно дорезают. После исправления делается новый оттиск. Оттиск считается качественным, если на бумаге четко отпечатаны штрихи, не забиты краской белые линии и тон черный и глубокий. Качественно отпечатанные оттиски нельзя складывать в стопку. Их нужно разложить, и в течение суток дать возможность просохнуть. Закончив работу, тряпкой смоченной керосином или скипидаром, снимают остатки краски с валика, линолеума и стекла, протирают сухой чистой тряпкой валик и линолеум. Для предохранения от царапин нарезанную гравюру следует завернуть в бумагу.

Большим спросом у художников пользуется новый материал нитролинолеум. У него - гладкая поверхность, шлифуется хорошо и быстро. Нитролинолеум  - тонкий от 2,5 – 1 мм. Его наклеивают на гладкую ровную фанеру или на ДВП толщиной 3 – 4 мм. Шлифовка нитролинолеума производится мелкой наждачной шкуркой. Окончательная шлифовка доводится тряпочкой, смоченной в ацетоне, круговыми и линейными движениями. Подготовленный карандашный рисунок кладут на поверхность нитролинолеума и притирают косточкой. Рисунок четко переносится на поверхность. Еще лучше когда рисунок, распечатанный на принторе или ксероксе переводится на нитролинолеум. Перед переводом рисунка нитролинолеум протирается ватой, смоченной ацетоном. Получается черный четкий рисунок с обратным изображением, что дает возможность легче и качественнее нарезать гравюру.

Г.С.Грак, "Российский экслибрисный журнал", 2014, № 17

Предлагаем ознакомиться с графикой и гравюрами интернет-магазина "Артимекс": действительно большой выбор качественных работ!

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!