Наши Мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>
Соцреализм как способ восприятия реальности и труда в приукрашенном виде возник в СССР в 1930-х годах и был призван прийти на смену «буржуазному» искусству, к которому тогда относили все, что не воспевает «человека дела». Будучи высмеян Михаилом Булгаковым в «Мастере и Маргарите», такой подход предписывал художнику и самому относиться к своему искусству «по трудодням»: сколько благ получил, столько текста должен сдать. Точно так же как в союзе писателей (вымышленном Булгаковым МАССОЛИТе) «если путевку на неделю, - то писатель должен сдать рассказ, на две недели – повесть, а уж на три недели в «Ласточкином гнезде» в Крыму – и роман целый может быть».
В союзе с революцией?
Подобные союзы, карающие и проверяющие деятельность людей свободных профессий были введены во всех областях. Так, Нарком Луначарский в начале 1930-х посвятил цикл статей в газете «Известия» новому реализму как стилю, в котором должны стремиться работать писатели и художники. Новое веяние в районе 1932 года привело к карательным действиям всякого рода Союзов художников, писателей, работников искусства и т.п. и стало синонимом такой организации литературного процесса, которая не оставляет места для какой-либо “самодеятельности” вне контроля проверяющих Союзов. Так, знаменитые художественные мастерские ВХУТЕМАС вообще были расформированы и в виде ВХУТЕИНа переведены в Петербург. Несмотря на это, Александр Дейнека, Юрий Пименов и другие художники продолжили работу в новом стиле, угодном власти. Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета Союза писателей СССР Иваном Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года.
Счастливый труд на благо общества
Соцреализм – это счастливые геологи, ищущие нефть в таежных лесах, это веселые рабочие лесосплава, это студенты-инженеры у фонтанов, спроектированных руками их учителей, это даже баскетболисты на пляже, в которых чувствуется счастье труда и заслуженного отдыха после него, который все равно сродни труду (например, не игра в карты, а именно высокая физическая культура).
Плакаты Дейнеки «Механизируем Донбасс», «Физкультурница» ведут к тому же: культу физического труда и механизации, равно как и работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Советское кино поддерживало эти тенденции живописи: скажем музыкальный фильм Григория Александрова 1934 года «Веселые ребята» или 1938 года «Волга-Волга» о рабочих, устроивших соревнование по тому, кто быстрее перегонит баржу с лесом. Оба фильма отчетливо «соцреалистические», их герои встают в полный рост на борьбу за усиленный труд. Самым «соцреалистическим» фильмом можно назвать «Светлый путь», снятый в 1940 году и показывающий счастливый труд в СССР, где девушка от няньки в деревне проходит путь рабочей-многостаночницы, примера для подражания молодых коллег, попадая на Выставку достижений народного хозяйства в Москву и получая медаль чуть ли не из рук самого Вождя народов.
Без фантазии, ближе к реальности
На самом деле оптимизм соцреализма невероятно заразителен и, несмотря на «трудоголизм», как мы назвали бы сейчас такое трепетное отношение к труду и воспевание его во всех ипостасях соцреализм очень привлекателен. Для сравнения смотрите картины авангардизма и статью о пути его художников. Игнорируется только труд на благо семьи, семья в соцреализме, как и все личное, приносится в жертву работе. Однако действительно ли все было принесено в жертву работе художников? Похоже, что нет: ведь многое в искусстве оказалось «отсечено», «запрещено» - скажем, как тот же самый роман «Мастер и Маргарита», не пролезавший в рамки реализма (в отличие от «Дней Турбиных»). Чем стала братия художников или писателей?
Все тот же МАССОЛИТ (пародия на Союз писателей у Булгакова) нашел свое воплощение в ресторане “Грибоедов” Объединение писателей в романе -символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов. В МАССОЛИТе озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, “перелыгянскими” дачами, всем, кроме искусства.
И как же искусству соцреализма было заявить о себе? Да, в литературе это сделали Владимир Маяковский и Константин Симонов, Аркадий Гайдар с «Тимуром и его командой». Но на самом деле, соцреализм оказался гораздо более заметен в живописи и кино, чем в литературе, откуда изначально раздался призыв к нему. Призыв власти, которая уже в 1934 году на 1 Всесоюзном Съезде писателей дала понять, что соцреализм – не одна из возможностей, а единственный способ возможного дальнейшего существования деятелей искусства, иначе - репрессии.
Несмотря на то, что искусство соцреализма стало "придворным", оно все же достигло высот совершенства, которым мы с вами любуемся теперь. Картины Пименова и Дейнеки - непревзойденные шедевры этого стиля - писались в самое страшное время голода и репрессий. Аналогично "сталинскому ампиру в архитектуре", соцреализм занял свое по праву почетное место в изобразительном искусстве.
Сегодня
К настоящему времени соцреализм пользуется по достоинству заслуженнным непреходящим спросом у коллекцонеров, выставляется на многочисленных аукционах и широко предтавлен в коллекции нашего интернет-магазина «Артимекс», с которой и предлагаем Вам ознакомиться.
Мы сможем подобрать для Вашей коллекции или для экслюзивного подарка живопись соцреализма. Мы работаем со многими ведущими галереями современного искусства и искусства советкой школы. Позвоните нам по телефону +7495-648-44-96 или отправьте нам сообщение, воспользовавшись формой, предложенной внизу. Мы обязательно поможем Вам!
Наши Мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>
Отправить сообщение
Отправить
Если у Вам нужна помощь в поиске современного искусства, у Вас есть вопросы, пожелания, предложения о сотрудничестве, то отправьте нам сообщение.
Мы поможем Вам ПОДОБРАТЬ ПОДАРОК, КУПИТЬ или ПРОДАТЬ произведения современного искусства, организуем ВЫСТАВКУ, ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМ по вопросам ИНВЕСТИРОВАНИЯ на арт-рынке.
Мы обязательно свяжемся с Вами!!!