Галерея современного искусства проводит цикл мастер классов по истории современного искусства, живописи, гравюры, экслибриса. Занятия проходит в Москве в самом центре. Занятия проводят опытные искусствоведы. Лекции расчитаны на самый широкий круг ценителей современного искусства, коллекционеров, меценатов.
В данной статье приводятся материалы к леции
АНГЛИЙСКИЙ РАННИЙ ЭКСЛИБРИС
Ю. А. Шумилов
Стиль династии Тюдоров (1590-1625)
В понедельник 5 декабря 1836 года в Обществе геральдики и археологии Оксфордского университета его членом преподобным Даниелем Парсонсом был прочитан доклад о геральдических книжных знаках, который был напечатан в Третьем годовом отчёте деятельности этого Общества 31 мая 1837 гола. Это первое печатное издание об экслибрисах, появившееся в Англии после того, как уже несколько веков люди во многих странах Европы использовали эти маленькие листочки бумаги, их стиль и техника отражает дух и моду эпохи, в которой они были созданы. Первые экслибрисы были геральдическими, их дизайн подчинялся канонам геральдики. Геральдические экслибрисы могут рассказать нам о знатности рода владельца, его титулах, роде занятий и старшинстве в семье. Даниэль Парсонс намеревался написать «Историю экслибриса», но, к сожалению, не дожил, чтобы издать.
Серьёзно заниматься коллекционированием, а значит, и изучением экслибриса люди стали во второй половине девятнадцатого столетия. В 1874 году была издана книга «Французский экслибрис», автор Огюст Пуле-Малассис (A. Poulet-Malassis) (1825-1878), а в следующем году эта книга со значительными дополнениями текста и иллюстраций вышла во втором издании. Эстафету приняла Англия. В 1880 году в Лондоне вышла книга Л.Уоррена (L.Warren) (лорда де Таблея) «Руководство по исследованию экслибрисов», с восхищением принятое английскими коллекционерами как справочник по предмету и, что несомненно дало стимул исследованию экслибрисов. Л.Уоррен был первым, кто классифицировал экслибрисы в «стилях», расставив их в понятной последовательности. Конечно, имеются критические замечания по срокам стилей «якобинец» и «чиппендейл», но они приняты, так как лучше ничего предложено не было. Период, определённый лордом де Таблеем как ранние геральдические, относится к шестнадцатому и семнадцатому векам, а некоторое число знаков переходит даже во вторую четверть восемнадцатого века. Это довольно продолжительное время для одной группы, хотя количество обнаруженных знаков сравнительно небольшое. Этот длительный промежуток разделён на три периода, в соответствии с тремя «стилями», особенности которых, хотя и не резко, но ощутимо отличимы. Под «стилем» мы понимаем украшение экслибрисов, воспроизводящее преобладающий вкус к художественному оформлению таких вещей, как архитектурные детали, мебель, одежда, ювелирные украшения и т.д. Вкус и мода имели здесь бесспорное влияние. Поэтому книжные знаки могли изучаться и с исторической точки зрения, и с эстетической стороны, помогая проследить путь развития и изменения декоративных приёмов в различные периоды. Специалисты по геральдике и генеалогии также находят в экслибрисах связь различных эпох, знаменитых родов. Датированные экслибрисы и те, которые имеют распознаваемые гербы, помогают определить критерии стиля и зафиксировать приблизительную дату происхождения других, неподписанных и недатированных.
Геральдические знаки хорошо классифицируются по способу формирования герба и стиля его декоративного оформления.
Ранние геральдические:
- стиль Тюдоров от первых английских печатных знаков до второй четверти семнадцатого века (1590-1625);
- стиль Каролинский, следующий за «тюдором» до восстановления монархии в Англии (1625-1660);
- стиль «Восстановление монархии», ограниченный последними четырьмя Стюартами (1660-1700).
Григоританские:
- стиль «Якобинец» (ранний григорианский);
- стиль «Чиппендейл» (средний григорианский);
- стиль «Гирлянды, урны». (поздний григорианский)
Современный гербовник (девятнадцатый век).
Хронологически все стили в какой-то мере накладываются друг на друга. Старые вкусы в художественном оформлении получали дальнейшее развитие.
Цвета на гербе обозначались линиями или точками. Например, вертикальные линии выражали красный цвет. Точки обозначали золото и т.д. Кто изобрёл эту систему не так важно. Для нас интересно, когда она начала применяться в геральдике, опять-таки для того, чтобы определить приблизительные даты изготовления экслибрисов. Но иногда линии использовались только в качестве штриховки или чтобы добиться более тёмных оттенков. Как например, в экслибрисе Френсиса де Молерба (Francis de Molherbe) (Рис.1), который, вероятно, был выгравирован в начале XVII века. Сам де Малерб говорил, что на его гербе – щит серебристый, шесть красных роз и чёрные горностаи. Ясно, что в этом случае цвета линий не обозначают вообще ничего.
Позднее применялись раскрашенные вручную эмблемы и инициалы, указывающие на собственность, но они не считаются в полном смысле экслибрисами. Однако один из них знак кардинала Уолси (Wolsey) заслуживает внимания (Рис.2). Это не печатный экслибрис в обычном понимании, а тщательно выполненный эскиз герба кардинала и раскрашенный вручную. Сколько было таких знаков неизвестно, но это, несомненно, экслибрис, так как наклеен на книгу, принадлежавшую королю Генриху VIII, которая теперь находится в Британском музее. Он не имеет даты и был разработан после того, как в 1514 году Уолси стал кардиналом. Этот знак великолепно раскрашен. Щит опирается на золотую платформу, причудливо украшен, столбы на платформе поддерживают навес, украшенный как фронтон с добавлением тюдоровских роз. Над щитом - шляпа кардинала. Изображение шляпы на экслибрисах говорит о том, что знак принадлежит духовному лицу, а количество кистей соответствует сану владельца, причём, чем выше сан, тем больше кистей. Выше шляпы спускается святой голубь в сиянии. Щит поддерживается двумя грифонами, крылья и головы - красные, клюв, когти и окончания хвостов - золотые на синем фоне.
Самые ранние известные английские экслибрисы служили подарками, что являлось естественным желанием зафиксировать великодушие дарителя в самих подаренных им книгах.
Самый старый английский экслибрис помечен 1574 годом и выполнен по заказу канцлера Николаса Бэкона (Рис.3) и является знаком дарений книг Кембриджскому университету. Гравюра на дереве очень красива, вручную раскрашена и предназначена для книг его Альма-матер. На нём помещён герб Бэкона – щит с прямоугольным верхом, разделён на четверти, в центре горизонтальной линии помещён полумесяц, покрытие с завитками в виде листьев аканта с довольно тяжёлыми кистями, симметричен. На самом верху идущий боров. Недалеко от низа щита лента с девизом “Mediocrikis firma”. Под рисунком надпись: “N.Bacon eques auratus magni sigilli Angliae Custos librum bune bibliothecae Cantabrig, dicaut 1574” Этот знак также известен без даты, дарственной надписи и не раскрашен. Близкое сравнение говорит о том, что оба эти знака отпечатаны с одного клише. Возможно, экслибрис использовался самим Бэконом для своих книг, а для книг, переданных Кембриджу, была добавлена дарственная надпись. Дата могла быть поставлена много лет спустя, после того как экслибрис был выполнен.
Другой книжный знак, точно датированный 1585 годом, был создан для Томаса Трешейма (T. Tresham) (Рис. 4). Владелец знака происходил из семьи, придерживающейся старой веры. Девиз на верхней ленте: “Fecit mihi magna qui potens est” (Тот, кто силён для меня сделает больше), возможно, это из Евангелия от Луки. Этот знак является хорошим примером стиля Тюдоров, который отличается следующими признаками: увеличенный щит без посторонних украшений, сверху щита - покрытие, сравнительно «тонкое», глубоко вырезанное с акантовыми краями и симметрично разбросано, лента внизу для девиза или как в данном случае для имени и звания. Очень часто подпись внизу могла быть без ленты.
Перечисленные примеры касаются шестнадцатого века обнаруженных английских датированных экслибрисов.
Семнадцатый век хотелось бы проиллюстрировать экслибрисом стиля «тюдор», датированным 1613 годом (Рис.5). Именно в это время Вильгельм Уилмер (Wilhielm Willmer) решил поместить этот знак на свои книги в библиотеке Сидни Сассекс колледжа. Экслибрис прекрасно выполнен. Напоминает знаки Бэкона и Трешема, но покров опущен до самого низа щита.
Тюдоровские знаки обычно выглядят следующим образом: простой, без дополнительных украшений щит, увенчанный покрытием и шлемом. Покрытие - сравнительно тонкое, сильно вырезанное с акантными краями и симметрично расположено. Внизу свиток для девиза или для имени и занимаемого владельцем положения. Довольно часто надпись помещалась без свитка.
К этому же стилю принадлежит знак Эдварда Литтелтона (Edward Lyttelton) (Рис. 6). Экслибрис подписан Уильямом Маршаллом (William Marshall) и является первым английским знаком, подписанным гравёром и первым знаком, где для обозначения геральдического цвета использовались оттенки, линии и точки. Об У.Маршалле ничего не известно, кроме того, что каталогизировано 254 гравюры его работы, что говорит об его высокой продуктивности. Половина работ – портреты, вторая половина, в основном, титульные листы. Известны два экземпляра этого знака со следами наклеивания на книги, что позволяет с уверенностью отнести их к экслибрисам. Примерно он относится к 1630 году и имеет размер 195х140 мм.
Знаки стиля Тюдоров не раскрашивались, встречались приблизительно до 1640 годов, после этого они стали очень редкими, но оставались до первых лет Восстановления Монархии и отличались, главным образом, шириной покрова, который в последнем стиле стал более крупным и волнистым.
Каролинский стиль (1625-1660)
Определенное количество экслибрисов, принадлежащих к средней трети семнадцатого века, имеет заметную особенность, отличающую их от старой моды. Это относится к сольной трактовке геральдической условности. Фактически они имеют иностранный самостоятельный дизайн. Так как они относятся к определенному периоду, их можно рассмотривать как отдельный стиль, который называется Каролианским по имени короля Англии Карла I (1600-1649).
На экслибрисах изображается щит, чаще не простой, иногда не симметричный, картуш с вырезами и герб с лентами. Во многих случаях отсутствует покрытие, а щит охватывается венком или пальмовыми ветвями с гирляндами и кронштейнами.
К таким знакам можно отнести экслибрис Маршама (Marsham) (приблизительно, 1650 г.) представляющий заостренный щит «Стюарта» в круглом лавровом венке (Рис. 1); Шелдона (Sheldon) – французский щит на укороченном картуше с завитками (Рис. 2);
Бисше (Bysshe), датированный 1655 годом – остроконечный и немного завитой щит, охваченный пальмовыми ветками, связанными подобно венку со стеблями, пересекающимися со свитком девиза по латыни Pruden Implicitas (Осторожное участие), и всё заключено в линейную рамку (Рис. 3). Знак Горе (Gore) трактован аналогично знаку Маршама. Знаки Саутсвелла (Sauthwell) и Хейнеса (Haynes) – елизаветинский щит между вьющимися, подобно аканту ветками, связанными у основания узлами.
Дизайн этих знаков удивительно прост. Они, как правило, явно геральдические, по характеру напоминают французский экслибрис периода Короля Франции из династии Бурбонов Людовика XIII (1601-1643). Мода изображения щитов герба с венками или пальмовыми ветвями характерна для французского стиля о чём упоминается в «Происхождении украшений гербов» (Menestrier Париж 1680), где также говорится, что две ветки пальмы – «красивое украшение, и кроме того – символ супружеской любви».
Экслибрисы этого периода довольно редки. Лорд де Таблей по этому поводу говорил: «Любопытно, но, я думаю, что мода на экслибрисы в частных библиотеках особенно поздно пришла в Англию. И многие самые ранние экземпляры, которые мы имеем, показывают, по моему мнению, иностранное влияние, и вероятно работы иностранных граверов. Я думаю, что экслибрис живущего тогда человека был экзотическим обычаем английского писателя. Обычай, возможно, сначала вошёл в целях записи книжных наследств в колледжи и другие учреждения».
ЛИТЕРАТУРА:
Book-Plates by W.J.Hardy. Second edition. London 1897.
English Book-Plates An illustrated handbook for Students of Ex-Libris by Egerton Castle. New York 1892.
Book Plates and their value by J.H.Slater. London 1898.
A Guide to the study of Book-Plates John Byrne Leicester Warren (Lord de Tabley). Manchester 1900
Dated Book-Plates Walter Hamilton. London 1895.
83 Examples of Armorial Book Plates from various Collections. London 1884.
Российский экслибрисный журнал, 2015, №19
Предлагаем Вашему вниманию коллекцию графики, гравюр, (в том числе, и экслибрисов), собранную интернет-магазином "Артимекс"!