ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЯ: Символизм в искусстве. Как найти новые смыслы
Цикл лекций «История художественных стилей: от архитектуры до орнамента»
Искусство многообразно. Однако даже у такого сложного художественного явления есть свой универсальный ключ, который позволяет его понять и структурировать. Имя этому коду-ключу – стиль.
Стиль системен, объединяет и структурирует разные явления – простые и сложные, проявляясь во всех видах искусства – от орнаментики до архитектуры. Поэтому мы будем исследовать проявления того или иного стиля
«Развитие стиля, — как заметил классик теории стилей Генрих Вёльфлин, — совершается таким же путем, как у растения, которое медленно развертывает листок за листком, пока не станет круглым и полным, завершенным со всех сторон». Мы будем рассматривать стиль в историческом контексте – от античности до середины XX века на самом разнообразном художественном материале – от архитектуры до орнаментики – и в широком культурном контексте.
Развиваясь и во времени, и в пространстве, стиль приобретает новые черты, которые формируют национальные художественные школы. Мы будем обращаться внимание на творчество определенных художников, архитекторов, живописцев, ваятелей и видеть, как на уровне индивидуальных стилей и творческих манер прорабатываются определенные приемы и методы того или иного стиля.
Символизм. В поисках нового смысла
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов древнегреческого философа Платона до концепций Эммануила Сведенборга, Анри Бергсона, Фридриха Ницще или Владимира Соловьева. Традиционной идее познания мира посредством разума символисты противопоставили идею интуитивного созерцания, которое позволяет проникнуть в тайны мироздания. Символ в художественном творчестве – это тот универсальный ключ, который позволяет открыть двери бытия.
Копилка символизма разнообразна и непроста. Каждый «экспонат» требует особого душевного настроя и внимательного обхождения вне зависимости от предмета исследования – будь это странные фантазии Одилона Редона, смелые эксперименты Микалоюса Чюрлёниса, «Манифест» Жана Мореаса или «Соотвествия» Бодлера.
Преподаватель
Елена Рубан – культуролог (МГУ им. Ломоносова, философский факультет, кафедра «история и теория мировой культуры», специалитет и аспирантура), преподаватель высшей школы с 1995 года, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации, эксперт в области интерьерного и предметного дизайна, куратор и автор образовательных программ в «Музее Ар Деко» («Модерн многоликий», «Ар Деко легендарный», «Русский модерн», «История дизайна»).
подробнее