На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Мне ближе офортные техники

Галерея современного искусства проводит цикл мастер классов по истории современного искусства, живописи, гравюры, экслибриса. Занятия проходит в Москве в самом центре. Занятия проводят опытные искусствоведы. Лекции расчитаны на самый широкий круг ценителей современного искусства, коллекционеров, меценатов.

В данной статье приводятся материалы к леции 

Офортные техники  в современной графике

История экслибриса дает нам пример удивительной, но довольно распространенной метаморфозы. Зародившись как обыкновенная утилитарная владельческая подпись, экслибрис превратился в самостоятельный раздел художественной печатной графики, а также в предмет коллекционирования. Нечто подобное происходило с открытками, марками, этикетками, плакатами…

Первые книги были необыкновенно дороги, обладание ими было сравнимо по нынешним меркам с владением представительским автомобилем, поэтому оставлять в книге подпись владельца было абсолютно естественно. Обычные подписи постепенно эволюционировали в шрифтовые композиции, стали обрастать различными украшениями. А так как владельцами книг были преимущественно люди титулованные, вместо подписи владельца появился его герб. Для размножения сложных композиций возникла необходимость создавать печатные формы, либо в виде печатей и ставить их прямо на страницах книги, либо делать самостоятельную гравюру, печатать ее на отдельном листе и вклеивать в книгу. Собственно, так и появился классический экслибрис. Кстати, традиция ставить владельческие печати была очень распространена в Китае, там их ставили не только на книги, но и на каллиграфические композиции и картины, правда, я не видел печатей с изображениями, обычно это иероглиф.

Книги дешевели, библиотеки росли, обеспечить все книги экслибрисами уже не представлялось возможным, и книжный знак стал постепенно превращаться в самостоятельную престижную игрушку библиофила. А с XIX века играть в экслибрис начали ведущие художники-графики. Созданные ими знаки могли уже стоить дороже самих книг, для которых, теоретически, были предназначены.  Кроме того, дизайн книги сильно изменился. Представьте себе современный шикарно изданный фотоальбом с вклеенным в него экслибрисом,- это будет выглядеть, по меньшей мере, диковато…

Так экслибрисы стали самостоятельным видом графического искусства.

Лет сто с небольшим назад их начали коллекционировать как графические миниатюры, ведь экслибрис работы Дюрера или Фаворского - не просто книжный знак, а полноценное художественное произведение. Появились книги, каталоги по этой теме. Сейчас собирание книжных знаков стало массовым увлечением по всему миру. Ведь прелесть их в том, что это – визитная карточка одновременно и художника, и заказчика, и при этом занимает очень мало места.

Хорошая коллекция экслибрисов может являться миниатюрным музеем графики, где представлены самые разные художники и художественные направления, а так же быть полноценным путеводителем по графическим техникам и художественным манерам. Опытные коллекционеры заводят специальные карточки на свои книжные знаки, где указывают данные о владельце, о художнике, технику исполнения, год создания, размер экслибриса.

Исторически, современный экслибрис унаследовал несколько черт, которые его выделяют в отдельный вид графического искусства. Их очень немного, это:

   1.тиражность;

   2. размер до 15 см;

   3. обязательная надпись “Ex Libris”(может быть: “из книг”,  “ex  biblioteka” или “собрание книг”) и имя владельца.

Все остальное – на совести художника.

Старинные экслибрисы, как правило, представляли собой  гербы и вензеля, а современные чаще всего - сюжетные. Сюжеты могут быть самые разнообразные - от героических и философских до шуточных и даже абстрактных, при этом изображение в концентрированной символической форме должно рассказывать о круге интересов и вкусов владельца книги.

Техника исполнения экслибриса тоже может быть различная. Это: гравюра на дереве, торцовая или продольная, на линолеуме, на металле; литография; офорт; цинкография; шелкография, а в последнее время на выставках стали появляться экслибрисы, выполненные в компьютерных техниках и напечатанные на принтере, и это тоже по международным правилам допустимо.

Мне ближе офортные техники, и я хочу немного рассказать о том, как делается экслибрис в технике офорта. Принципиально работа над экслибрисом не отличается от работы над любой другой графической композицией.  Можно выделить несколько основных её этапов. Начинается она обычно со знакомства с будущим владельцем экслибриса, с выяснения его интересов, увлечений, пристрастий и, конечно же, пожеланий. Таким образом нащупывается тема будущего произведения. Следующий этап – поиск образа, он самый непонятный и непредсказуемый. Несмотря на то, что я в своей жизни нарисовал бесчисленное множество композиций, как возникает образ, я не понимаю и объяснить не могу. Уж во всяком случае, попытка рассказать словами сюжет, т. е. что нужно нарисовать, а потом это выполнить, чаще всего приводит к тоскливому, протокольному результату. Визуальный образ – что-то совсем другое, это далеко не всегда - конкретный объект, это может быть пятно определенной формы контрастности, может быть фактура или какой-то ритм по поводу объекта изображения, а то и вовсе без него. Когда образ возникнет, необходимо определиться с размером изображения и выбором наиболее подходящей техники для передачи образа. Офорт, в отличии от гравюры, обладает огромной палитрой различных фактур. Изображение можно сделать мягким или контрастным, живописным или сухим, используя различные офортные техники. Так редкий глубоко натравленный штрих даст жесткую графичную решетку, а тот же штрих сухой иглой – мягкий акварельный расплыв тона. Можно в мягком лаке имитировать карандашный рисунок, а в акватинте – кистевой. Есть резерваж или открытое травление, создающие самые неожиданные фактурные эффекты. Техника очень часто диктует и размер изображения, так как наиболее эффектно различные фактуры выглядят только в определенных масштабах, и непопадание в масштаб чревато потерей художественного эффекта.

Когда мы определились с образом и техникой исполнения, можно начинать делать эскизы композиции: сначала на бумаге, а потом уже окончательно на кальке. На кальке я обычно рисую только основные массы композиции и, конечно, надписи. Следует заметить, что шрифт надписей – важнейшая составляющая композиции. В нем важно все: стиль, размер, место расположения.

С кальки эскиз композиции переносится уже непосредственно на металлическую пластину для гравировки. Если это сухая игла или меццо-тинто, то рисунок переводится с помощью обычной копирки, если травленый штрих, то кальку, положив рисунком на загрунтованную пластину, просто прокатывают на станке, и графит рисунка переходит на грунт пластины. По отношению к эскизу гравируется зеркальное изображение, чтобы после печати получилось, как на эскизе. Кроме того, рисунок на офортной доске получается не только зеркальным, но и негативным, так как штрих, т.е. обнаженный металл, светлее черного грунта. На первый взгляд, это кажется проблемой, но спустя какое-то время глаз настолько адаптируется, что можно даже спокойно писать зеркально. Так что, мне кажется, что Леонардо писал свой «Кодекс» без помощи зеркала - вопрос привычки.

Следующий этап – травление. Во всех учебниках рекомендуют делать пробные протравки, но мне кажется, если офортист не чувствует процесса травления, ни какие технические контрольные действия ему не помогут. Наверное, это из разряда: дано или нет. Потом, естественно, будут пробные оттиски и различные корректировки, возможно, даже дополнительные протравки. Пластину после травления можно доделать штихелем, сухой иглой, рулетой, а можно счистить шабером неудачные детали. Это труднее, чем ластиком на карандашном рисунке, но тоже возможно.

И, наконец, последний этап – печать. Здесь тоже важен творческий подход: надо подобрать бумагу, краску по цвету и интенсивности, а, возможно, и подкрасить оттиск акварелью. Весь описанный процесс совсем не такой быстрый. Даже, если не произойдет сбоя на каком-либо этапе работы и все будет легко получаться, то работа займет не один день, а уж если что-то не заладится...

Несколько слов надо сказать о тираже. Чаще всего, экслибрисы печатают двумя способами. Высокая печать – это когда краску валиком накатывают на поверхность клише, а все нанесенные штрихи и канавки остаются белыми.  К этой технике относят различные виды гравюр.  Гравюры при печати требуют очень небольшого давления, и их тиражи могут быть практически неограниченными, да и печатаются они довольно быстро. Другой способ – глубокая печать, здесь, наоборот, оставляется поверхность клише чистой, а краской набиваются царапины и канавки. Этот способ печати обычно, хотя и не совсем верно, называют офортом. Офорт печатается при более серьезном давлении. Сам процесс печати в разы дольше, и клише снашиваются гораздо быстрее. Наиболее тиражная техника в офорте – травленый штрих (особенно глубоко протравленный), он может дать несколько сотен оттисков, самая малотиражная – сухая игла, она едва дотягивает до сотни.

На заметку коллекционеру: все оттиски, гравюра это, офорт или литография – оригиналы. Их нумерация автором – всего лишь способ поднять их коллекционную стоимость. Совсем не факт, что десятый или двадцатый оттиск будет хуже первого или второго. Если говорить об офорте, то может быть как раз наоборот, т.к. офорт должен «припечататься». Тем не менее, все же у клише есть естественный предел, после которого качество оттисков начинает заметно падать.

Л.Н. Зорин, «Российский экслибрисный журнал», 2013, № 15

Ознакомьтесь с коллекцией графики и экслибрисов интернет-магазина "Артимекс" в нашем каталоге!

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*
Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.
Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!