Галерея современного искусства проводит цикл мастер классов по истории современного искусства, живописи, гравюры, экслибриса. Занятия проходит в Москве в самом центре. Занятия проводят опытные искусствоведы. Лекции расчитаны на самый широкий круг ценителей современного искусства, коллекционеров, меценатов.
В данной статье приводятся материалы к леции
СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТНЫЙ ЭКСЛИБРИС
Портретный экслибрис – один из старейших видов книжного знака, –появился вслед за гербовым. Первым гравированным экслибрисом считается гербовый знак рыцаря Бернгардта фон Рорбаха, выполненный в 1460 году немецким гравером Бартелем Шёном. Портретный экслибрис не заставил себя долго ждать, самый ранний из сохранившихся портретных экслибрисов был выполнен в 1498 году для базельского епископа Лимбергера. Сомневаться во времени появления этого экслибриса не приходится, на нём указана дата его создания, ни на одном из его предшественников дата не указывалась.
Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тысячелетий, оно обнаружено в пещере Вильонер близ французского города Ангулем в департаменте Шаранта. Слово «портрет» берёт своё начало от устаревшего французского слова portraire - списать чьё-либо изображение. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV Андре Фелибьен.
Портретный жанр в России имеет свою историю. Наиболее ранним изображениям конкретных лиц в русской культуре относят миниатюру, представляющую сына Ярослава Мудрого великого князя киевского Святослава Ярославовича с семьёй («Изборник Святослава», 1073). Первые русские портретные образы конкретных личностей дошли лишь в начале XVII века, только в этот период был сделан решительный шаг от иконописного лика к индивидуальному лицу.
Прорыв в портретном жанре России, как и во многих других отраслях, случился в петровское время, с именем Петра I связано и появление книжного знака в России. Если первые книжные знаки в Западной Европе появились вскоре после изобретения в середине XV века Иоганном Гуттенбергом книгопечатания, то России понадобились столетия, чтобы экслибрис органически соединился с книгой. В повально безграмотной России, где первая книга была напечатана только в 1564 году, об экслибрисе не могло быть и речи. Пройдут века, прежде чем русская культура станет книжной в своей духовной основе. Только при Петре I появятся первые частные библиотеки, а у их владельцев книжные знаки. Самыми ранними считаются экслибрисы, принадлежавшие сподвижникам Петра I - Д.М.Голицыну, Я.В.Брюсу и Р.Арескину.
Портретный экслибрис в XVIII-XIX веках в России был крайне редок, здесь господствовал гербовый экслибрис, позже шрифтовой, вензелевый и сюжетный. В российском иконографическом экслибрисе заметные изменения произошли в начале ХХ века, появились новые лица, которые ранее не появлялись в малой графике. Это портреты А.С.Пушкина, первопечатника Ивана Фёдорова, императрицы Екатерины II, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора Летописца, еврейского политического деятеля Теодора Герцля, театрального актёра М.С.Щепкина, итальянского поэта Данте Алигьери, врача, создателя эсперанто Людвика Заменгофа и французского микробиолога Луи Пастера.
На некоторых экслибрисах начала ХХ века можно увидеть портреты знаковладельцев - историка и книговеда, академика Н.П.Лихачёва; красноярского купца, золотопромышленника и владельца уникальной библиотеки Г.В.Юдина; фельетониста и театрального критика В.М.Дорошевича; искусствоведа и художественного критика П.Д.Эттингера; архитектора М.И.Рославлева и др.
В иконографическом экслибрисе начала ХХ века работали А.П.Остроумова-Лебедева, Л.О.Пастернак, А.Н.Лео, В.Н.Масютин и другие российские художники.
Новый расцвет отечественного экслибриса приходится уже на послереволюционную эпоху и связан с новыми именами и общественными условиями. Портретный экслибрис занял особое место в коллекции отечественного книжного знака, стал очень популярным и распространённым. Тематика его разнообразна, здесь и обширная экслибрисная Лениниана; и портретные экслибрисы, посвящённые российским и зарубежным писателям, музыкантам и художникам; и графические миниатюры, посвящённые общественным и политическим деятелям; портретный космический и спортивный экслибрис; книжные знаки корифеев отечественной и мировой культуры.
Главной темой в советском портретном книжном знаке стала ленинская тема, она чрезвычайно обширна и богата по материалу. На протяжении десятилетий ленинская тема оставалась в центре внимания нескольких поколений художников. При жизни В.И.Ленина книжные знаки с его изображением не выполнялись. Первым портретным ленинским экслибрисом является знак, выполненный в 1925 году для ленинградской городской библиотеки имени В.И.Ленина П.А.Шиллинговским, затем последовали работы Т.Ф.Белоцветовой для краснофлотца Г.Селезнёва, Г.И.Гидони для библиотеки Ленинградского государственного университета, С.Б.Телингатера для автора книги «Красные дьяволята» Н.Бляхина и Н.П.Дмитревского для члена правления Госиздате РСФСР Г.З.Литвина-Молотова.
Над ленинской темой работали лучшие советские художники-графики Е.Н.Голяховский, Г.А.Кравцов, Е.Н.Тиханович, А.И.Калашников, П.Лухтейн, В.И.Касиян, В.А.Фролов, К.С.Козловский, В.Ю.Розенталь, Н.И.Калита, Р.В.Копылов, и многие другие художники. Экслибрисная Лениниана включает в себя более 1600 графических миниатюр. В силу объективных причин в постсоветской России ленинская тема не получила своего развития, но и ныне ленинские экслибрисы крайне редко, но появляются.
С экслибрисной Ленинианой могла соперничать только пушкинская тема. А.С.Пушкин был изображён на экслибрисе художником Ф.И.Захаровым в 1910 года для библиотеки профессора Московского университета Германа Вениаминовича Эпштейна, собравшего крупнейшую библиотеку о Пушкине. В основу знака был взят портрет поэта работы О.А.Кипренского (1827). Как показало время, этот экслибрис остался одним их лучших среди графических миниатюр по пушкинской теме. С этого экслибриса и началась обширная Пушкиниана в коллекции отечественного книжного знака. В советском пушкинском иконографическом экслибрисе свой след оставили художники В.И.Лопата, В.А.Марьин, В.Г.Шапиль, М.М.Верхоланцев, В.Н.Кедрин, А.С.Мистецкий, И.И.Кислякова-Могиленко, А.И.Юпатов, Н.С.Карасёв, М.С.Чуракова, Л.И.Бердичевский, Л.А.Ильина, А.И.Матуляускас, В.Т.Кеменов, Н.П.Флоринский, В.А.Зверев, А.С.Аверкиева, В.М.Богданов и другие художники. Отечественная экслибрисная Пушкиниана насчитывает ныне не менее 1700 графических миниатюр и продолжает динамично развиваться, пушкинская тема после развала СССР вышла на первое место в российском искусстве книжного знака.
Первый лермонтовский портретный экслибрис появился в 1953 году, выполнил его ереванский художник Р.С.Бедросян для книжного собрания ленинградского коллекционера книжных знаков Б.А.Вилинбахова. На этой графической миниатюре изображён памятник М.Ю.Лермонтову в Санкт-Петербурге скульптора Б.М.Микешина (1914). Этот экслибрис дал старт для бурного развития лермонтовской темы в отечественном искусстве книжного знака. Большой вклад в неё внесли художники Д.Ю.Беккер, В.А.Кан Е.А.Владимиров, В.Ф.Домогацкий, Е.И.Желтухин, Г.А.Кулишов, В.В.Покатов, М.А.Паньков, Е.В.Терехов, Е.В.Шалыгина, В.К.Липецкий, В.С.Житников, Н.С.Неймеш, В.Я.Якоби, В.И.Митин, А.Е.Ечкало, и другие мастера малой графики. В собрании советских экслибрисов немало графических миниатюр, посвящённых Л.Н.Толстому. Один из первых таких экслибрисов был выполнен в 1927 году художницей Т.Ф.Белоцветовой для Б.Чистякова, на нём автор «Войны и мира» запечатлён с книгой в руках. Замечательные портретные толстовские экслибрисы создали художники Н.И.Кофанов, П.А.Упитис, Ю.А.Стрижак, В.Н.Чекарьков, Ю.А.Баранов, В.Ф.Мощенко, Е.Г.Синилов, А.Ф.Бучнев, Е.Н.Кузнецова, В.А.Дубинский, А.И.Ванеев и другие графики. Толстовская тема в экслибрисе неисчерпаема. В 1947 году московский художник К.И.Теодорович выполнил первый есенинский экслибрис для приятеля Сергея Есенина С.Д.Головачёва, где на тёмном фоне звёздного неба нарисован портрет Есенина рядом с белоствольной берёзкой. С этого красивого книжного знака началась обширная экслибрисная Есениниана, вклад в которую внесли художники-экслибрисисты Ф.Ф.Махонин, А.И.Аносов, А.Г.Шуклин, С.В.Кукуруза, А.И.Верещагин, В.В.Киселёв, В.Ф.Леоненко, В.В.Здоров, В.Н.Егоров, В.А.Карев, Н.М.Бондаренко, Б.Л.Ингорь, Е.А.Вагина, Г.В.Кошелев, Е.И.Блюмкин. К настоящему времени многими поколениями художников создано около 900 есенинских книжных знаков, причём эта тема не стоит на месте и быстро развивается, и каждое новое поколение художников оставляет свой след в экслибрисной Есениниане.
Иконографических экслибрисов в отечественной коллекции книжных знаков тысячи, над ними работали сотни художников. Каждый портретный экслибрис неповторим, он показывает характер человека, отражает его внутренний мир, передаёт его эмоциональное состояние. Остановимся на тех экслибрисах, которые приведены в иллюстративной части статьи. Актёр театра, эстрады и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР Аркадий Исаакович Райкин изображён на фоне своих театральных героев в экслибрисе домашней библиотеки, эту линогравюру выгравировал минский художник Е.Н.Тиханович. Ленинградский график Н.Г.Стрижак на экслибрисе для евпаторийского стоматолога Б.В.Самусь нарисовал портрет эстрадного певца, актера театра и кино, народного артиста СССР Леонида Осиповича Утёсова. Советский физик-теоретик академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда Яков Борисович Зельдович на книгах личной библиотеки имел гравированный на дереве экслибрис с портретом Альберта Эйнштейна, его выполнил московский график Е.В.Терехов. Крупный коллекционер книжных знаков и искусствовед С.Г.Ивенский на своё имя имел около тысячи графических миниатюр, на одной из них изображён портрет искусствоведа, литературоведа, театроведа, поэта и переводчика Абрама Марковича Эфроса, его выгравировал на линолеуме ярославский график Д.П.Реутов. Портрет лауреата Нобелевской премии по литературе Бориса Леонидовича Пастернака в центре композиции графической миниатюры А.И.Верещагина из Актюбинска для писателя Валентина Савича Пикуля - автора многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Ташкентский художник В.М.Валиев подарил экслибрис эстрадной певице, композитору, продюсеру, киноактрисе и телеведущей, народной артистке СССР Алле Борисовне Пугачёвой, на котором она изображена в окружении героев своих песен. Участница Великой Отечественной войны, замечательная поэтесса Юлия Владимировна Друнина изображена на фоне своего портрета в военной форме, эту ксилографию выполнил московский график В.Н.Чефранов. Ульяновский художник Б.Н.Склярук выгравировал книжный знак для библиотеки актёра театра и кино, народного артиста СССР Иннокентия Михайловича Смоктуновского, на нём артист изображён в роли Гамлета. Портрет лётчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова в композиции книжного знака его домашней библиотеки, эту гравюру выполнил москвич В.Ф.Найденко. На книжном знаке чукотского писателя Юрия Сергеевича Рытхэу изображён испанский писатель Мигель Сервантес Сааведра на фоне героев своего романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», автор этой графической миниатюры анадырский художник М.А.Меринов. Художник Ю.Л.Коннов из Москвы выгравировал на дереве экслибрис для Дома-музея академика С.П.Королёва с портретом конструктора ракетно-космической техники, основоположника практической космонавтики, академика АН СССР Сергея Павловича Королёва. Скульптор, президент Российской академии художеств, народный художник СССР Зураб Константинович Церетели украшает книги своей библиотеки экслибрисом винницкого художника И.М.Филипченко с портретом мексиканского художника, живописца и графика Альфаро Сикейроса, на знаке приведены слова «Его кисть стала острым мачете». Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев на книгах домашней библиотеки имел книжный знак московского графика В.И.Савельева, на нём изображён прославленный лётчик на фоне книги «Повесть о настоящем человеке». Бакинская художница Е.Н.Шалыгина для книжного знака народной артистки СССР Вии Артмане нарисовала портрет Фёдора Михайловича Достоевского. Портрет писательницы и публициста, прошедшей ужас сталинских лагерей Евгении Соломоновны Гинзбург в основе композиции её книжного знака, который нарисовал ташкентский художник Е.И.Владимиров. Тульский художник В.Н.Чекарьков подарил экслибрис своему земляку, лётчику-космонавту СССР Герою Советского Союза и Герою России Валерию Владимировичу Полякову, на нём изображён его портрет на фоне герба Тулы. Для Архангельской областной библиотеки имени Н.А.Добролюбова выгравировал экслибрис с портретом русского литературного критика, публициста и революционного демократа Н.А.Добролюбова архангельский график Г.А.Кулишов. Некогда французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк Бюффон при избрании его в члены Французской академии остроумно заметил, что «Стиль - это человек», оттого может быть именно в портретном жанре с особенной наглядностью и полнотой проявляется многогранность стилей, ведь стиль есть неповторимая особенность человека, которая отражает его природные свойства.
Э.Д.Гетманский, "Российский экслибрисный журнал", 2013, № 16
Предлагаем ознакомиться с обширной коллекцией графики галереи и интернет-магазина "Артимекс"! Здесь каждый коллекционер найдет что-то для себя!