На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Самые дорогие продажи на мировом арт-рынке

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>

Одна из самых интересных тем на арт-рынке – самые дорогие работы, проданные в мире. Речь о работах, проданных в последние двадцать-тридцать лет на аукционах. Сразу скажем, что современное искусство преобладает среди них, композиция «Крик» Мунка – одна из самых дорогих работ, хотя написана нашим современником. Старые мастера уступают импрессионизму, а тот – современному искусству. Но если хронологически выстроить эту цепочку: вначале работы старых мастеров, затем импрессионизм и течения первой половины 20 века, а затем уже современное искусство – так называемое Contemporary art, то получается вот такой «рейтинг».

«Избиение младенцев», Питер Пауль Рубенс

Начать его можно с работы Рубенса, «Избиение младенцев», Самая дорогая из картин старых мастеров, проданная в 2002 г. за 77 млн долларов США (сейчас было бы с учетом инфляции, около 100 млн долларов США).

П. Рубенс "Избиение младенцев"

Так высоко оценена она была в результате нескольких факторов: во-первых, картина неожиданно появилась на арт-рынке, то есть стала «незасвеченной» – «non-burnt» (в отличие от burnt). Конечно, не бывает неведомых шедевров. У любой картины есть провенанс, где она была, в каких коллекциях, где реставрировалась? У этой картины провенанс идеальный – возможно проследить ее судьбу от мастерской Рубенса до настощего времени. В сер. XVII в (художник умер в 1640 г.) она упоминается в очень хорошей антверпенской коллекции – у некоего Джакомо-Антонио Карены, а потом куплена представителем семьи Лихтенштейн. Это великая коллекция, собиравшаяся уже в XVII в. Так вот в коллекции князей Лихтенштейна «Избиение младенцев» Рубенса в 1920 г. решили продать. потому что возникли сомнения в атрибуции. Это не самое типичное произведение для работ Рубенса, с учетом времени исполнения – итальянский период. Мужская фигура на ней вызывает реминисценции Микеланджело.

Еще один фактор привлекательности: на протяжении столетий картина «Избиение младенцев» была в одних руках. В великолепной сохранности, никогда не реставрировалась. Практически не встречается картин старых мастеров, не тронутых рукой реставратора. Это редкий случай, когда до поверхности картины рука реставратора не дотрагивалась.

Здесь можно с сожалением отметить тот факт, что картины 20 в. зачастую оказываются в более плохом состоянии, чем картины старых мастеров.

Более того, когда этот Рубенс появился на рынке, специалисты пришли к выводу, что эта картина сначала до конца написана собственноручно, без помощи художников мастерской мэтра, что в его творчестве встречается крайне редко. У него были свои методы, масштабные заказы. Феномен художника и мастерской по отношению к искусству 17 в. воспринимался иначе.

Изменение авторства Рубенса связано обычно с тем, что картины выводятся из его собственного авторства и переводятся в авторство его мастерской. «Союз Земли и Воды» – это не Рубенс, а мастерская. Однако в этом случае такого не наблюдается – видимо, Рубенс сам написал «Избиение младенцев» от начала до конца.

Наконец, в пользу повышения цены картины сыграли размеры. Даже небольшой портрет Рубенса будет стоить дорого. Это объективный показатель – две фигуры – одна стоимость, четыре – дороже.

В итоге еще один увеличивающий стоимость фактор: известно имя коллекционера – это канадец Томсон , который много покупал живопись во второй половине 20 века и представил ее для экспонирования в Лондонскую Национальную галерею. Если Национальная Галерея Лондона, у которой одно из лучших на земле собраний, приняла картину к себе, это подтверждает качество ее провенанса и предоставляет хорошие налоговые льготы для коллекционера.

Национальная  Галерея очень надеялась, что картина им достанется по завещанию, но Томпсон завещал ее одному канадскому музею, что привело к продаже картины на аукционе.

 

Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт»

Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт"

 

Уменьшенная копия картины в 1990 году была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 78,1 млн долларов, что на тот момент сделало её второй по цене картиной за всю историю аукционов.

Объяснить это можно всеобщим «помешательством» на импрессионизме,  наблюдаемом в настоящее время, хотя до 1950-х гг. импрессионизм не был так популярен. Картины импрессионистов очень просты для восприятия, проще, чем живопись старых мастеров. Американцы, следуя моде, даже развили свою импрессионистическую манеру живописи, но это оказалось не лучшим шагом в искусстве.

Большая часть людей собирает то, что признано мировой историей искусства – это безопаснее, чем то, что еще не имеет оттенка общепризнанного шедевра. Порой получается парадоксальная ситуация; сейчас собирать картины старых мастеров более авангардно, чем коллекционировать авангард.

Через увлечение импрессионистами прошли все. Как только какой-то регион присоединяется к мировой элите, там наблюдается прежде всего активная скупка работа импрессионистов. На тот момент лидировали японские коллекционеры, по которым еще не ударил кризис падения йены 90-х. Было собрано рекордное количество картин импрессионистов в Японии. Любовь японцев к Ренуару поразительна – есть собрание пятидесяти картин Ренуара.

Эту картину купил на Сотбис человек по фамилии Сайто – второй производитель бумаги в Японии.  Он сказал, что эта картина сойдет вместе с ним в могилу. Но до этого он разорился, вероятно, с ней расстался. Дальнейшая судьба картины неизвестна. Сложно предугадать, не возникнет ли картина вновь на аукционе в ближайшие 50 лет.

 

Клод Моне, «Пруд с кувшинками»

2008 г. 80, 5 млн долларов – Сотбис. 

Клод Моне "Пруд с кувшинками"

С 1919 г., когда картина была написана, она выставлялась только один раз. Эта картина была к моменту продажи «незасвеченной», что увеличивало ее стоимость. По неофициальным сведениям, была куплена русским коллекционером, живущим в Лондоне, –  Андреем Мельниченко.

Мельниченко считается одним из бывших владельцев МДМ-банка, начинал с компании Еврохим. Он известен еще и тем, что покупает работы импрессионистов и старых мастеров, а также обладает интересной коллекцией декоративно-прикладного искусства. Есть мнение, что он также купил одну из работ Констебла, и также за рекордную стоимость. 

 

Густав Климт. Портрет Адели Блохбауэр, «Золотая Адель».

На протяжении нескольких лет это была самая дорогая в мире продажа (2006 г., 135 млн долларов). Картина не выставлялась на аукцион, а была продана через private sale. Картина настолько знаменита, что считается одной из «икон 20 века». Ее узнают практически все. Узнаваемый орнамент, очень хорошо фрагментируется. Есть загадочность с эротическим привкусом, благодаря которой картину порой называют австрийской Моной Лизой.

Вообще надо отметить, что Густав Климт вошел в моду вместе со всем австрийским модерном. Это достаточно новое явление. Рынок французского импрессионизма к тому времени исчерпал себя; многие картины были выкуплены, и люди обратили взоры в сторону Германии и Австрии. Этот феномен достаточно недавний.

На цену работы повлияла еще биография Климта. Много ходит слухов о страстной любви между художником и его моделью. Такой очень драматический провенанс неизбежно существенно повысил стоимость картины.

Картина находилась в коллекции Венского Бельведера – две картины, ради которых туристы туда ходили: "Адель" и климтовский же "Поцелуй". В период реституции возникли подозрения, что картина попала в Бельведер незаконно. Якобы Адель хотела, чтобы картина была в коллекции Бельведера. Она умерла рано, картина осталась в коллекции ее мужа Фердинанда Блохбауэра – он был коллекционером и евреем. Когда произошел Аншлюс (захват фашистской Германией Австрии), он почему-то передал ее в Бельведер и, судя по всему, вынужденно. Есть основания полагать, что Фердинанд просто не смог увезти картину с собой. В случае с Блох-Бауэр – передал картину в обмен на разрешение вывести основную часть коллекции из Австрии. Это дало повод племяннице модели по имени Марии Альтман подать в суд – как наследнице Фердинанда. Мария согласна была уступить музею картину за половину цены, но появился человек, который предложил ей двойную цену, и она согласилась.

Картина оказалась в Америке. В Америке появился коллекционер, который целенаправленно коллекционирует немецкое и австрийское искусство этого периода, который и купил эту картину. 

 

Эдвард Мунк, «Крик»

Картина принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион в мае 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

Это еще одна «икона 20 века». Мунк – один из самых коммерческих художников последнего времени. По числу выставок Мунк обогнал многих импрессионистов. Картина - не живопись, а гуашь на картоне с ярко выраженной экспрессивной манерой письма, характерной для Мунка. Популярность Мунка имеет черты "болезненного помешательства", что во многом определяется фрейдистскими моментами. По числу художников, которым посвящаются выставочные проекты, он лидер за последние 10 лет.

Крик – один из четырех вариантов этой композиции. Конечно, писать копии со своих же картин известные художники начали еще  в 17 в. Если есть несколько авторских вариантов, это свидетельство признания картины современниками. Например есть два варианта «Мальчика, укушенного ящерицей», что свидетельствует о высокой популярности картины. В свое время картина была пулярна настолько, что появился заказчик, который захотел такую же.

 В 20 в. возник феномен авторских вариантов, которые художник пишет для себя, когда хочет продать картину. Необходимо разделять авторские варианты, копии и повторение мастерской. Довольно часто на арт-рынке появляются именно варианты. Так например художник Нестеров на старости лет копировал видение отроку Варфоломею, а Васнецов копировал свои самые известные композиции.

А вот у Мунка это был четвертый вариант «Крика», который после создания попал в норвежскую коллекцию Петера Олсона, отец которого был другом Мунка.

 

Пабло Пикассо, «Юноша с трубкой»

Будучи одним из самых дорогих художников в мире, Пикассо все равно уступает Энди Уорхолу. Одни и те же его картины появляются на арт-рынке. Если посмотреть, сколько эта картина стоила двадцать лет назад, можно увидеть огромный рост стоимости.

Пикассо принадлежит к числу тех художников, которые умели себя продавать уже при жизни. Он выбирал, кому и как продавать свои работы, как себя позиционировать. Этим он сильно отличается от Матисса, которого признали великим значительно позже Пикассо, и при жизни Матисс совершенно не интересовался продажами своих творений. Работы лучшего периода творчества Матисса находятся в России и в Америке –  в собрании Барнса и в собрании Музея им. Пушкина (большая часть коллекции была приобретена Щукиным до 1914 г.) 

Картина «Юноша с трубкой» ушла в 2004 г. за 104 млн долларов, хотя принадлежала раннему периоду его творчества, что является редчайшим исключением из правил. Традиционно преобладает на рынке Пикассо 40-50-х гг. Проданная же работа "Юноша с трубкой" была написана в период 1904-05 гг.

В картине несомненно есть элемент загадочности. Юноша андрогинный, что-то есть будоражащее. До этой продажи картина Густава Климта «Золотая Адель» сохраняла статус самой дорогой картины.

 

Пабло Пикассо, «Портрет Доры Маар с кошкой»

Известно, что разные периоды творчества Пикассо были прожиты под влиянием разных женщин. Всю жизнь Пикассо был мужем Ольги Хохловой. Если бы вышел на рынок портрет Ольги Хохловой, он стоил бы огромные деньги, но нет уверенности, что такой портрет есть. С Дорой Маар художник был близок до 1941-42 г. в самый свой яркий период творчества.

Портрет стоил 95 млн долларов и в два раза превысил первоначальный эстимейт, несмотря на то, что картина Пикассо традиционно была дорого оценена.

В некоторых источниках приводят имена приобретшего коллекционера. Официально – русско-грузинский бизнесмен Борис Иванишвили. 

 

 

 

 

 

Поль Сезанн, «Игроки в карты» 

Эта картина неоффициально считается самой дорогой на арт-рынке.  В 2012 г. она была куплена за 250 млн долларов правящей династией Катара для строящейся галереи.

П.Сезанн "Игроки в карты"

Это была частная сделка, (вне аукциона) поэтому неизвестно доподлинно, кто, где, за сколько. Нет полной уверенности, поскольку аукциона не было, а продажа была осуществлена чрез private sale.

 

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>