На главную
арт-центр и галерея современного искусства

г. Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2  м. Кузнецкий мост
Тел.: +7(495) 649 99 58 или +7 (926) 770 51 48
E-mail: info@lectoriumart.ru

Художник Константин Андреевич Сомов, советская живопись

 

Вернуться к началу  "О художественной эммиграции из России на Запад (1920-1950-х годов)" >>>>

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>

текст Анастасии Вахрамеевой

Художник Константин Андреевич Сомов

Константин Сомов один из представителей русского символизма. На сложение стиля художника во многом повлияло его обучение в парижской студии Колорасси (1897-1899 гг.), именно тогда он освоил уроки  модерна и французского рококо. Сцены его полотен напоминают галантные балы и маскарады, которые были характерны для ушедшего XVIII века. Современность в его работах мистически соединена с предшествующей эпохой, жанровые сценки его полотен – это реминисценции века минувшего, его персонажи  отдаленно напоминают марионеток Ватто, Буше и Фрагонара, однако в отличие от предшественников художник наделяет изображенных скорее мистической призрачностью, чем элегантной изысканностью. В.А. Леняшин справедливо заметил, что истоки Сомова «за гранью прошлых дней», гораздо глубже, затаённее: Боттичелли, Ватто, Гофман[1].
Призрачно-прозрачная эротичность, без которой Сомов не мыслил искусства, то пронизывает непоправимо пряные страницы «Книги Маркизы», о предстает (подобно кукле Казановы) в наивно вызывающем и механически откровенном облике Коломбины. За масками, гримасами, вымученным карнавальным лицедейством, «ежеминутно умирая», скрывается душа художника, трепещущая от прикосновений жизни сильнее, чем, чем от подкрадывающейся смерти: «И опять сновиденья, виденья, миражи, Декорация та же, феерия та же»[2].

Важное место в творчестве Сомова занимают портреты, которые отличались от других полотен реализмом. При создании портретов художник использует карандаш, акварель, гуашь и белила.

Константин Сомов при жизни получил известность во всей Европе, его произведения экспонировались на многих зарубежных выставках. Тем не менее трагизм в  его биографии несомненно присутствовал. После революции в России наступило время всеобщей разрухи, и в эти тяжелые дни на Родине не могло быть интереса к уточенным галантным сценам. Изысканное творчество Сомова становится в такой обстановке  не актуальным, а потому непонятым и невостребованном.
 

В 1923 году  Сомов в составе группы художников уехал в США для сопровождения выставки русского искусства. В организации этой выставки и оформлении каталога Сомов принимал деятельное участие наряду с И.Э. Грабарем. Грабарю, как и Сомову, казалось, что он «слишком влюблен в прошлое» и «должен относиться пренебрежительно и свысока ко всему современному», «скрепя сердце говорить о современных красотах»[3].
В 1924 г. художник  переезжает из США во Францию; обосновывается в Нормандии (Гранвилье), а в 1928 приобретает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. Летние месяцы по-прежнему проводит в Нормандии. Персональная выставка в парижском магазине Лесника. Участвует в выставке русского искусства в Брюсселе. 1930 - персональная выставка в галерее кн. Голицына в Лондоне. Участвует в выставках русского искусства в Белграде и Берлине. 1932 - участвует в выставке русского искусства в Париже.
Ряд поздних работ приобретается другом художника М.В. Брайкевичем (в 1949 поступили по его завещанию в Музей Эшмолиан в Оксфорде). В последние годы художник продолжал писать "галантные" сюжеты, иллюстрировать книги и работать над портретами. В 1950 прошла его  мемориальная выставка в Оксфорде.
Художник прожил в Париже до самой смерти и больше никогда не приезжал в Россию. Он скончался в далекой Франции ненужный и позабытый в Советской России, и лишь после смерти на Родине он был оценен благодаря бессмертным полотнам (1969 году проводятся выставки к 100-летию со дня рождения в Ленинграде)

Литература

1 Н.Д.Лобанов-Ростовский. Художники-эмигранты./Новый журнал 2011, №263.

2 В.А. Леняшин. Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. Спб., 2014. С.218.

 Там же. С. 220.

3 Грабарь И.Э. Письма, 1891-1917. М., 1974, с. 183.

 

Вернуться к началу  "О художественной эммиграции из России на Запад (1920-1950-х годов)" >>>>

Наши Мастер классы и Лекториум >>>>

Каталог Наши художники >>>>>

Каталог товаров Живопись >>>>