Наша Галерея современного искусства продолжает цикл статей об истории русского и советского искусства.
Мы приглашаем всех желающих посетить наши Мастер классы и Лекториум по истории живописи, графики, скульптуры, истории изобразительного искусства, которые будут проводиться в Москве в самое ближайшее время. Мы рекомендуем записаться заранее и обозначить те темы лекций, которые были бы Вам интересны. Приходите, будет интересно.
Наши Мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>
Автор Анастасия Вахрамеева
О художественной эммиграции из России на Запад (1920-1950-х годов)
Проблема включения художественного наследия русской эмиграции в концепцию развития русского искусства XX века в наши дни не перестает быть актуальной. Вклад отдельных представителей еще недостаточно изучен, поскольку зачастую осложнен разрозненностью коллекций – экспонаты не только украшают коллекции музеев Европы или США, но и находятся в частных собраниях, время от времени становясь топовыми позициями ведущих мировых аукционных домов.
Художественный процесс после Революции 1917 г. оказался разорванным надвое – часть осталась в России, другая начала развиваться в эмиграции. Нельзя однозначно утверждать, что аналогов в мировой истории искусства подобного массового исхода доселе не было. Примеров, когда художники работали в другой национальной среде, было немало, и один из них – это формирование интернациональной Парижской школы. Однако для художников из других стран участие в ней можно считать лишь строчкой в личной биографии. Русские художники, оказавшиеся изгнанниками по неволе, жертвами исторических коллизий, «унесли Россию с собой», продолжая творить, воспроизводя мотивы усвоенные на Родине, оставаясь учениками своей «школы». Поэтому их творчество – это неотъемлемая часть русской культуры, существенная часть национального художественного наследия.
История Европы помнит не одно массовое перемещение населения с Востока на Запад и обратно: будь тому причиной Великая Французская Буржуазная революция или Наполеоновские войны, падение Константинополя под натиском турков или даже Крестовые походы. Но, пожалуй, ни одно из них не было сопряжено со столь массовым исходом представителей высшей аристократии, различных слоев интеллигенции, к коей относятся люди творческих профессий: литераторы, актеры, музыканты, художники.
В этом движении для историка искусства наибольший интерес представляет яркий и многогранный поток представителей мира «изящных искусств». Под понятием художественная эмиграция в данной работе будут подразумеваться только русские живописцы, поскольку работа посвящена эмигрантам-художникам.
Толстой А.В., посвятивший данной проблематике диссертацию, условно выделяет в истории российской эмиграции в XX веке три волны:
• первая волна приходится на конец 1910-х и все 1920-е годы;
• вторая - на первые годы после окончания Второй мировой войны (этот поток состоял в основном из угнанных оккупантами и так называемых «перемещенных лиц»);
• третья «волна» (конец 1960-х - середина 1980-х) - эпоха «застоя», когда страну покидали оппозиционеры, нон-конформисты и диссиденты, а также те, кто, уже находясь за рубежом, был лишен советского гражданства за несогласие с Советским режимом .
Первая волна эмиграции является наиболее масштабной и в контексте развития русской культуры наиболее драматичной. В эти годы страну покинула страшившаяся репрессий дореволюционная элита. Ограничимся только небольшим перечнем известных имен, сознательно сузив тему нашего исследования до ключевых представителей: А.Н. и Н.А. Бенуа, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, Б.Д. Григорьев, М. З. Шагал, П.В. Челищев, Н.К. Рерих, В.В. Кандинский. Какой след оставили они в истории искусства?
Деятели «Мира искусства» снова оказались в моде. А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Н.С. Гончарова смогли продолжить за рубежом участие в постановках оперных и балетных спектаклей в рамках «Русских сезонов».
Искусством театральных декораций и костюмов в Париже блистал С.Ю. Судейкин, а в Берлине – Б.Д. Григорьев.
Утонченный мастер галантных сцен К.А.Сомов, черпавший вдохновение «за гранью прошлых дней», получил известность во всей Европе.
М.З. Шагал после смерти Модильяни становится лидером так называемой «парижской школы».
П. В. Челищев почти на десятилетие предвосхитил Дали, Бретона, Магритта и всех остальных признанных в наши дни сюрреалистов, начав делать свои сюрреалистические картины-обманки.
Русские спектакли в оформлении Н.К. Рериха вызывали аплодисменты в Нью-Йорке, а в глазах американской элиты художник имел репутацию гуру и прорицателя. Творчество В.В. Кандинского (как, впрочем, и М.З. Шагала) стало частью мировой культуры.
Таким образом, дореволюционные мастера, покинув родину, дали жизнь уникальному явлению, которое А.Битов, говоря о В.Набокове, назвал «отсаженной ветвью русской культуры», что несомненно трагически обескровило само древо этой культуры.
Искусство советской России утратило не только мощные индивидуальные таланты: оборвалось рождение культурно-обусловленных общеевропейских этапов, стадий направлений, прекратилось естественно развитие живого художественного организма . Если говорить об одном только «Мире искусства», то он практически полностью оказался за рубежом. В тоталитарной, социально-ориентированной Советской России изысканно-утонченной красоте больше не было места. У Достоевского она спасала мир, теперь же она его покидала, ведомая за рубеж инстинктом самосохранения.
Константин Андреевич Сомов >>>>
Сергей Юрьевич Судейкин >>>>
Василий Васильевич Кандинский >>>>>
Борис Дмитриевич Григорьев
М.З. Шагал
Павел Федорович Челищев
Н.К. Рерих
Наши Мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>
Регистрация на лекцию и мастер-класс
Отправить
* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.
* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.
* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания - какая тема лекции была бы Вам интересна.
Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас!
Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!