Вернуться к началу "О художественной эммиграции из России на Запад (1920-1950-х годов)" >>>>
Наши Мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>
Автор текста Анастасия Вахрамеева
Художник Василий Васильевич Кандинский
Кандинский стал создателем абстрактного искусства в чистом виде, его теоретиком и творцом. В его ранних работах, на которых сильно ощущалось французское и немецкое влияние, и бесспорно в более поздних, художник утверждает возможность самовыражения, освобожденной от реальности, живописи, рождающейся «из художника», «из душевных вибраций»; рождающейся не как «мертвое слово», а как «оплодотворяющий абстрактный дух, нашедший форму для откровения» и «выливающийся в симфонию, имя которой – музыка сфер» .(1)
После Октябрьской революции абстракция на какое-то время была провозглашена официальным искусством, и Кандинский занимал ведущие посты буквально во всех институтах и коллегиях, исследовательских музеях и центрах, но его идеи не были востребованы советским обществом. Однако неприятие искусства, где «кисть сама ищет краску», началось еще до Октября. Творчество Кандинского «укорененное в культуре конца века не отвечало конкретным поискам авангарда, который с 1912 года полностью поддерживал риторику кубизма» .(2)
После революции общество порвало с прошлым и к живописи стали предъявляться конкретные, более утилитарные требования. Теоретические рефлексии Кандинского «воспринимались отрицательно как запоздалый рецидив «буржуазного» искусствопонимания, далекого от новых художественных задач и умонастроений» . (3)
В этот период Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать в Баухауз. Кандинский с супругой прибыл в Веймар в 1922 г. Здесь его никто не ограничивал в выборе художественной программы, он мог спокойно творить. Между 1926 и 1933 годами он написал 159 картин малом, 300 акварелей и ряд работ в иной технике.
В Баухаусе он начал преподавать курс по изучению художественных возможностей форм.
В 1932 году Баухауз был вынужден переехать в окрестности Берлина. Однако школу вскоре закрыли (1933 г). После прихода к власти нацистов у Кандинского начались проблемы – его искусство объявляют «упадническим». При сравнении начала и конца этого периода можно сделать вывод, что используемые формы сократились в объеме и стали меньше походить на привычные геометрические фигуры. Каждая форма существовала не сама по себе, а являлась частью общего композиционного замысла. К сожалению, много работ этого этапа творческого пути оказались утраченными
В целях безопасности художник вынуждено перемещается во Францию. В Париже Кандинский еще больше теряет связи с чистой геометрией форм. В картинах стали прослеживаться мягкие синусоидоидальные формы («биоморфные»). Эти элементы кажутся плавающими на поверхности холста.
Кандинский считал свое искусство естественным результатом стадиального развития. Художник продолжает активно работать до самой смерти. Он умирает 13 декабря во Франции, оставшись до конца не понятым современниками.
***
1 Кандинский В.В. О духовном искусстве. Статьи. СПб., 2001, с.11, 129, 445.
2 Драге М. Русский авангард и абстракция. Русский авангард: до и после. ГРМ, СПб., 2005, С.39.
3 В.А. Леняшин. Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. Спб., 2014. С.325.
Экспрессионизм, футурокубизм и абстракционизм Василия Кандинского
Вернуться к началу "О художественной эммиграции из России на запад (1920-1950-х годов)" >>>>
Наши мастер классы и Лекториум >>>>
Каталог Наши художники >>>>>
Каталог товаров Живопись >>>>